Знакомство с нивхами

Знакомство с нивхами

Знакомство с нивхами

Открыть для себя удивительный мир острова Сахалин можно только прокатившись в машине с юга на север по “чеховской”, и, кстати, единственной дороге, соединяющей Южно-Сахалинск с самым холодным городом острова – Охой. Этот путь проделал корреспондент “Туризма в России”.

Сахалинцы гордятся тем, что когда-то по их порой неприветливому и холодному острову путешествовал великий писатель. Местные жители даже названия деревень связывают с именем Антона Чехова.

– Вот, например, откуда у деревни Оноры такое название? – спросил наш гид, руководитель организации “Экологическая вахта Сахалина” Дмитрий Лисицын.

А все, оказывается, очень просто: ехал Чехов в санях по заснеженной малопроезжей тогда дороге и заснул. Открыл глаза – видит, маленькие светлые пятна среди сугробов. “О, норы”, – воскликнул он.

На самом же деле названия многих населенных пунктов (Тымовск, Ноглики, Поронайск и т.д.) идет от аборигенов и японцев, издавна населявших эти территории.

Справка “Туризма в России”:

Первый музей Чехова на Сахалине был открыт в 1896 силами каторжных и администрацией каторги. Нынешний продолжает его традиции. Большое внимание музей уделяет этнологии народностей, проживающих на Сахалине. Поскольку Сахалин — место каторги, очень тяжкой и самой бесправной. В собраниях музея отражена история, жизнь и быт каторги. Большой интерес вызывает посещение Сахалина летом 1890 г. Чеховым, его работа здесь, перепись всего сахалинского населения и написание книги «Остров Сахалин». В 1990г. к столетию поездки писателя, открыт Музей книги А. П. Чехова.

“Северная” экзотика

Поселок нефтяников Ноглики – место исконного обитания коренных малочисленных народов острова, приятно удивил – светлые широкие асфальтированные улицы, очень красивая церковь в центре поселка, веселые люди и вполне сносные гостиницы.

В одной из гостиниц нас ожидал сюрприз – в фойе дружным воем голосов встретил целый экзотический зверинец. Огромных размеров зеленый попугай приветствовал гостей: “Здравствуйте! Как поживаете?” У входа расположился серый котяра, но его трудно было перепутать с ковриком, так как размеры его были тоже весьма внушительные. Огромное количество птиц, черепах, лис, норок. А еще самый настоящий горный козел выделывал фокусы с окурками сигарет – проглатывал их прямо горящими и выдыхал кольцами дым. Вот только две обезьянки, Моня и Лариска, жались друг к другу от страха.

– Не привыкли еще, я их недавно из Владивостокского зоологического сада привезла, – рассказала хозяйка гостиницы.

С давних пор эти места населяли коренной малочисленный народ Сахалина – нивхи. Кстати, здесь открыта единственная в своем роде национальная школа для детей аборигенов. Со временем условия жизни этого народа изменились – из маленьких жилищ они перебрались в дома с газовым отоплением и водой. Но вот национальная кухня осталась прежней. В первую очередь нас попотчевали настоящей строганиной. Как оказалось, это просто свежезамороженное мясо оленя или рыбы, нарезанное тонкими ломтиками, как бы поструганное, которое нужно перед употреблением присолить и поперчить.

Но вот пудинг из нерпиного жира со взбитой в пену шкурой рыбы и посыпанной сверху красной, говорят, что очень полезной ягодой – клоповкой – со специфическим запахом и вкусом, может съесть разве только абориген. Во всяком случае, нам с трудом удалось проглотить только по одной ложке этого яства.

Аборигенское население здесь, так же как и по всему острову, живет по-старинке, промыслом морских и лесных животных и их сбытом. Самым ходовым товаром считаются лапы медведя, которые японцы и корейцы используют для приготовления очень дорогостоящих медикаментов. Также в чести у них и жир нерпы – очень ценный и полезный продукт.

Добрые и отзывчивые нивхи до сих пор верят, что их Боги помогут им прокормить детей, поэтому перед сезоном охоты и рыбалки проводят шаманскую церемонию кормления Богов огня, воды и земли.

Исключительной особенностью острова остаются медведи. Здесь, на дороге, косолапого встретить тек же просто, как сотрудника ГИБДД на трассе мегаполиса. С ранней весны и до поздней осени бродят они по лесам и вдоль многочисленных рек, добывая
себе пропитание.

Для коренных народов медведь считается тотемным животным. Нивсхие рыбаки привыкли к косолапой конкуренции у нерестовых водоемов. Сначала они собираются возле устьев, а затем (вслед за косяками горбуши) перебрираются в районы среднего течения рек. Занятые большой рыбалкой, звери агрессивности не проявляют, а мирно ловят рыбу по соседству с людьми.

Справка “Туризма в России”:

Численность медведей на Сахалине составляет примерно 3500 тысяч особей. Питаются они преимущественно ягодой, орехами, рыбой во время нереста. Если удастся, то и оленя могут завалить при случае. Весной также, когда выгоняют скот в лес на свежую траву, мишки довольно часто нападают на скотину и приносят довольно ощутимый урон поголовью.

Иногда один медведь, просто из озорства, наверное, может за один раз задрать несколько коров или быков. В это время создаются бригады из местных охотников, которые оперативно принимают меры по отстрелу таких разбойников. Эта охота считается довольно серьезной и ответственной, и, как правило, случайных людей на эту охоту не берут.

Дважды в год весь коренной народ от мала до велика собирается у старого кладбища предков в поселке Вени недалеко от Ноглик. Говорят, что кладбищу этому уже несколько сот лет.

Готовятся к церемонии, на которую нам довелось попасть, заранее: ставят палатки, заготавливают дрова, запасаются продуктами. На каждую церемонию кормления Богов все аборигенское население приходит в национальных костюмах. Шаман и шаманка разжигают на поляне костер, возле которого раскладывают блюда национальной кухни. Бабушка-шаманка берет из каждого блюда по щепотке и, произнося на нивсхом языке заговоры, бросает их в огонь. После того, как огонь накормлен, бабушка достает огромных размеров деревянный бубен и несколько раз обходит вокруг огня, стуча по бубну и приговаривая молитвы.

Все собравшиеся обязательно должны отведать блюда, разложенные вокруг огня, только тогда, считают нивхи, охота и рыбалка будет удачной. Но, по нивсхой традиции, накормить огонь недостаточно для удачи. Самые сильные охотники соревнуются в национальных видах спорта, доказывая тем самым свою силу и ловкость.

Возвращались мы домой, ощущая, что увозим в сердце кусочек Сахалина. Почти дикий самобытный островной край привлекает к себе туристов своей суровостью и неприступностью. Но в то же время добротой и сердечностью живущего здесь исстари древнего народа.

Источник текста

Источник фото


Место на карте

Запись опубликована в рубрике Культура, Маршруты с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.